3. Разработка и обоснование нормативных правовых актов по охране труда

3.1. Характеристика состояния вопроса и изучение перспектив его развития с целью обеспечения надлежащего качества будущего документа.

3.1.1. Изучение нормативных документов, регламентирующих (в целом) устройство и эксплуатацию данного объекта (включая вопросы охраны труда), во избежание повторения. Необходимо в первую очередь изучение в этих документах разделов, общих для всех видов оборудования: общих положений, общих требований по группам оборудования и видам работ, разделов электрооборудования, регламентирующих соответствующие объекты, для которых предполагается разработка нормативно-технических требований или правил по охране труда.

В числе таких документов должны быть:

- правила органов государственного надзора, осуществляющих этот надзор на регламентируемом объекте (Регистр, Госгортехнадзор, Росэнергонадзор, Госатомнадзор, Госсанэпиднадзор и др.);

- правила (требования) безопасности труда на проектирование и строительство подобных объектов;

- правила технической эксплуатации объектов и их оборудования;

- правила безопасности труда или техники безопасности при работах, выполняемых на этих объектах;

- уставы, положения, правила и другие документы, регламентирующие функции работающих на объекте;

- другие документы, направленные на повышение безопасности объекта и труда работающих на нем людей.

Например, применительно к судам, устройствам, судовому оборудованию и работам, выполняемым на них, в числе указанных выше документов, подлежащих изучению, должны быть:

- Правила классификации и постройки морских судов Регистра (далее - Правила Регистра РФ);

- Требования техники безопасности к морским судам. РД 31.81.01-87 (с изменениями и дополнениями согласно Извещению по охране труда N 2-95);

- Правила технической эксплуатации судовых технических средств. РД 31.21.30-83;

- Правила техники безопасности на судах морского флота. РД 31.81.10-91 (с дополнениями согласно извещению N 1-95);

- Положение о технической эксплуатации морского флота. РД 31.20.01-80;

- Устав службы на судах министерства морского флота Союза ССР.

При разработке требований и правил безопасности труда на судах, предназначенных для перевозки опасных грузов, и требований к соответствующему их оборудованию необходимо изучение Правил морской перевозки опасных грузов (МОПОГ).

Необходимо также ознакомление с дополнениями и изменениями, выпущенными к указанным документам за весь период их действия (т.е. после их издания).

3.1.2. Изучение государственных стандартов системы безопасности труда (ССБТ): общих установочных и применительно к объектам, по которым общие требования или работы регламентируются в ССБТ.

При изучении государственных стандартов ССБТ необходимо также ознакомиться с управляемым фондом стандартов (например, в подразделении стандартизации предприятия-разработчика) для получения дополнительной информации о выпуске новых стандартов ССБТ или изменений действующих.

Для учета требований стандартов при разработке НПА по охране труда следует также ознакомиться с отраслевыми стандартами ССБТ в соответствующей области.

В НТД по охране труда категории руководящих документов могут вноситься положения государственных стандартов ССБТ, если они не нашли отражения уже в Правилах Регистра РФ или отраслевых правилах.

3.1.3. Изучение государственных и отраслевых стандартов, действующих для данного оборудования, применительно к которому разрабатываются Требования безопасности или Правила охраны труда, с целью получения характеристики состояния проектирования и строительства регламентируемого объекта во всесоюзном и отраслевом масштабах с учетом степени новизны этих документов.

3.1.4. Ознакомление с санитарно-гигиеническими нормативами, касающимися регламентируемого объекта (например, по флоту - с Санитарными правилами для морских судов и соответствующими санитарными нормами). Санитарно-гигиенические требования и правила не должны включаться в документы по охране труда. Если в процессе разработки выявляется необходимость в дополнении санитарных требований, то по окончании разработки предложения об этом направляются в адрес организации - разработчика санитарных правил и норм.

3.1.5. Изучение Положения о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда и методических указаний по разработке правил и инструкций по охране труда, утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 июля 1993 г. N 129.

3.1.6. Изучение и учет результатов экспертизы проектов, а также приемки судов и объектов морского транспорта к вводу в эксплуатацию.

3.1.7. Ознакомление с целью заимствования опыта с соответствующими НТД по охране труда в смежных отраслях промышленности, в первую очередь по речному транспорту, рыбному хозяйству и судостроительной промышленности.

3.1.8. Изучение проектных материалов, перспектив развития техники и изменений в ее эксплуатации (применительно к регламентируемому объекту). Разрабатываемый НПА по охране труда должен быть прогрессивным и, следовательно, в нем должны быть учтены возможности для повышения безопасности труда, обеспечиваемые развитием науки и техники.

3.1.9. Изучение общих принципов обеспечения безопасности труда (приложение 1) и критериев обоснования требований и правил охраны труда в нормативно-технических документах (справочное приложение 2) как методической базы подхода к охране труда на морском транспорте.

3.2. Изучение данных анализов травматизма работающих на регламентируемом объекте (по типам оборудования, видам работ и т.п.), с целью уточнения опасных факторов, характера их проявления и условий возникновения опасных ситуаций. При отсутствии таких данных целесообразен сбор материалов о травматизме на регламентируемом объекте на предприятиях морского транспорта (за 3 - 5 лет), их анализ.

Изучение материалов отдельных несчастных случаев и особенно всех случаев с летальным, тяжелым исходом и групповых, расследование которых осуществлялось специальными комиссиями.

Как правило, изучение материалов травматизма производится параллельно с исследованием условий труда на объекте.

3.3. Изучение условий труда на регламентируемых объектах в натурных условиях с целью выявления опасных факторов, возможных опасных ситуаций (с учетом погодных и климатических условий), предварительного определения методов и средств, с помощью которых можно устранить опасные факторы или предотвратить возможность их воздействия на работающих.

3.3.1. Изучение конструктивного устройства регламентируемых объектов (судов, объектов морского транспорта, оборудования и др.) в отношении безопасности труда работающих на них и обслуживающих их людей. Выявление конструктивно опасных элементов, могущих причинить травму, а также применяемых мер защиты, их полноценности и надежности в различных условиях эксплуатации.

3.3.2. Изучение характера, устройства и организации рабочих мест в отношении безопасности их расположения, удобства работы и обслуживания оборудования, безопасности доступа и возможности быстрой эвакуации (особенно на судах), а также обеспечения работающих средствами индивидуальной защиты.

3.3.3. Изучение характера и видов работ. Пооперационный анализ технологических процессов в отношении безопасности труда; выявление опасных и тяжелых ручных операций, возможных методов замены ручного труда и удаления работающих из опасных зон.

3.3.4. Изучение технологических карт на выполнение соответствующих или подобных работ (на объектах морского транспорта) для выявления полноты регламентированных в них мер безопасности труда и их практического применения (с учетом материалов натурных обследований).

3.3.5. Изучение влияния неблагоприятных условий погоды на безопасность труда на регламентируемом объекте: возможности возникновения дополнительных опасных факторов или усугубления воздействия уже имеющихся в штормовых условиях, при дожде, ветре, обледенении, а также в условиях Арктики и тропиков.

3.3.6. Определение всего комплекса опасных факторов, анализ возможности возникновения опасных ситуаций (с учетом имевших место несчастных случаев).

3.3.7. Предварительное (в условиях объекта) определение средств, методов и мер, с помощью которых можно устранить опасные факторы или (при невозможности полного устранения) максимально уменьшить опасность их воздействия на работающих. Целесообразно эти меры безопасности обсудить с работниками объекта.

3.3.8. Занесение на карточки выявленных положений (требований, правил), подлежащих внесению в разрабатываемый НПА по охране труда.

3.4. При разработке НПА по охране труда для перспективных объектов, находящихся в стадии проектирования и еще не известных в эксплуатации, необходимо выполнение указанных ниже работ.

3.4.1. Изучение проектных материалов (всех стадий проектирования).

3.4.2. Изучение проектов Правил и других материалов на подобные объекты.

3.4.3. Подбор и изучение аналогов на транспорте, в промышленности и за рубежом (по литературным данным).

3.4.4. Выявление специфики регламентируемого объекта, которая не охватывается общими требованиями, предъявляемыми уже действующими НПА по охране труда.

3.4.5. Выяснение (по чертежам и проектной документации) необходимости внесения дополнительных (к общим) требований безопасности на проектирование специальных устройств с учетом комплексов технологического и конструктивного обеспечения безопасности труда, а также правил безопасности при их эксплуатации с учетом комплекса организационного обеспечения безопасности труда (приложение 1).

3.5. Некоторые дополнительные рекомендации по разработке НПА по охране труда:

3.5.1. В соответствии с установленным порядком проекты нормативно-технических документов рассматриваются широким кругом специалистов по проектированию и эксплуатации флота или береговых объектов, которые дают свои замечания и предложения для окончательной отработки документа. Однако принимая окончательные формулировки положений НПА по охране труда, следует учитывать и то обстоятельство, что далеко не все специалисты, рассматривавшие работу, бывают согласны с внесением новых прогрессивных требований в связи с трудностями комплектации нового оборудования при строительстве, неполным освоением опытных образцов и др. Безусловно, выполнение новых требований связано с определенными сложностями в получении оборудования, но исключать эти требования не следует, как перспективные. В крайнем случае, их можно сделать рекомендуемыми или оговорить сроки возможного их внедрения. Следует учитывать также и то, что, например, суда для морского флота строятся разными фирмами: то, что затруднительно для одной из фирм, может осуществить другая; то, что трудно выполнить на малых судах, успешно может быть осуществлено на крупнотоннажных и т.д. Это же относится и к объектам морского транспорта, к их оборудованию и др.

3.5.2. Следует отметить один характерный момент в нормировании правил и требований охраны труда к такому объекту, как судно в целом. В связи с расширяющейся специализацией судов, появлением совершенно новых типов судов и видов судового оборудования практически невозможно в одном документе регламентировать все требования к конструктивному устройству и оборудованию всех этих судов. Поэтому на них распространены требования общего характера, касающиеся расположения оборудования, устройства судовых путей сообщения, расположения и устройства рабочих мест, ограждений проемов, высокорасположенных мест и опасных зон, ограждений движущихся частей машин и механизмов, наличия блокировок безопасности и др. Требования же к специальным устройствам, как и некоторые дополнительные требования к общесудовым устройствам, вызванные спецификой судна, должны излагаться в виде отдельных разделов (или подразделов) основного нормативного правового акта. В известной мере это же следует учитывать и при регламентации объектов морского транспорта.

3.6. При обосновании выдвигаемых положений (требований, правил) следует пользоваться критериями обоснования мер безопасности (приложение 2).