2. Методы исследований, применяемые при разработке нормативных правовых актов по охране труда

2.1. НПА по охране труда следует разрабатывать с учетом общих принципов обеспечения безопасности труда, нашедших отражение в системе организации работы по обеспечению охраны труда на морском транспорте (справочное приложение 1), которой рекомендованы общие методы и средства защиты от воздействия опасных факторов. Конкретизация этих методов и средств защиты должна осуществляться в НПА по охране труда применительно к регламентируемому объекту.

2.2. При исследовании причин травматизма на регламентируемом объекте за ряд лет анализ следует выполнять методами математической статистики, используя в основном группировки несчастных случаев. Группировки могут осуществляться по соответствующим конструктивным элементам объекта, видам работ, технологическим операциям, опасным факторам, непосредственным причинам травм и особенно по группам организационно-технических причин травматизма (технологическим, конструктивным или организационным недостаткам в обеспечении безопасных условий труда), а также погодным условиям. При недостаточном количестве материалов о несчастных случаях для обработки их статистическими методами должны подробно изучаться и исследоваться отдельные случаи травм с обязательным выявлением опасных факторов (см. п. 2.4) и организационно-технических причин, приведших к опасным ситуациям.

2.3. При исследовании условий труда применяются следующие методы:

2.3.1. Визуальные наблюдения регламентируемых объектов в натурных условиях эксплуатации и структурный анализ с целью определения опасных факторов (см. п. 2.4) и возможных мер предупреждения их воздействия. Эти меры рекомендуется выбирать с учетом содержания соответствующих подсистем интегральной системы обеспечения безопасности труда (приложение 1), чтобы не пропустить некоторые из них.

2.3.2. Фотовидеосъемка регламентируемого оборудования (опасных узлов и мест, средств защиты); рабочих мест и трудовых процессов в технологической последовательности выполняемых работ. Особенное внимание уделяется выявлению и фиксированию на пленке наиболее опасных технологических операций. Эти материалы будут нужны при уточнении мер защиты, при обосновании НПА, рассмотрении и обсуждении предлагаемых положений.

2.3.3. Интервьюирование (опрос, анкетирование) руководителей и исполнителей работ:

- об условиях труда, замеченных опасностях (опасных факторах), возможных опасных ситуациях;

- применяемых и возможных (по мнению опрашиваемых) средствах и методах предупреждения опасности;

- о влиянии условий погоды, а также условий Арктики и тропиков на повышение опасности труда на регламентируемом объекте;

- об известных опрашиваемым случаях травматизма и микротравматизма на этих объектах.

При разработке изменений и дополнений к действующим НПА по охране труда или при их переработке следует узнать у интервьюируемых о замеченных ими недостатках этого документа (или его раздела) независимо от официального запроса организации (в соответствии с п. 2.6).

2.3.4. Выявление рекомендованных мер по охране труда в технической документации по регламентируемому объекту.

2.4. Классификация опасных и вредных производственных факторов представлена в ГОСТ 12.0.003-74 <1>. При определении опасных факторов и разработке мер обеспечения охраны труда работников морского транспорта следует иметь в виду, что основными опасными факторами могут быть следующие:

--------------------------------

<1> С дополнениями от 1.XI.1978.

- неогражденные движущиеся части;

- натянутые канаты и тросы (топенантные, швартовные и другие);

- непроизвольно движущиеся конструкции (крышки, двери и др.);

- изменяющие свое положение в пространстве под влиянием случайных факторов;

- острые элементы и режущие грани;

- находящиеся под электрическим напряжением незащищенные (доступные) элементы и коммуникации;

- взрывоопасность (взрывная волна), воспламенение горючих жидкостей и газов;

- пар, горячие газы, жидкости и предметы;

- охлажденные (ниже 0 °C) поверхности, жидкости, газы;

- волны, качка, ветер, обледенение и т.п.;

- расположение рабочего места на значительной высоте относительно пола, палубы и за бортом и т.п.;

- теснота, загроможденность, уменьшение размеров проходов при вращении эксцентрично расположенных частей оборудования;

- недостаточные размеры опорных поверхностей ступеней трапов, лестниц и площадок для устойчивого равновесия идущих или стоящих на них людей;

- скользкая поверхность;

- неровная поверхность - с уступами, выступающими из настила органами управления, элементами систем и оборудования;

- отлетающие частицы, осколки, разрушенные конструкции; ядовитые, агрессивные, взрывоопасные и поглощающие кислород вещества.

Следует также иметь в виду, что при значительных отклонениях от санитарно-гигиенических норм такие факторы, как низкая освещенность, высокий уровень шума, вибрация, высокие и низкие температуры воздуха, вредные излучения и др., являются не только вредными, но и опасными факторами и могут привести к несчастным случаям.

Нередко опасные факторы могут действовать в сочетании один с другим. Надо также иметь в виду, что приведенный выше их перечень не следует считать исчерпывающим.

2.5. При определении организационно-технических причин травм и мер защиты целесообразно логическое исследование возможного воздействия опасных факторов и условий возникновения опасных ситуаций на базе проведенного ранее визуального анализа объекта регламентации, материалов фотовидеосъемок. Для повышения качества исследований целесообразно составление по материалам фотокиносъемок картотек (или альбомов), возможно шире характеризующих объект в целом в отношении обеспечения безопасности труда.

В отдельных случаях применяется макетирование возможных опасных ситуаций. Следует также в сложных случаях определения опасных факторов и опасных ситуаций привлекать консультативно специалистов служб охраны труда и других специалистов предприятий морского транспорта.

2.6. В случае переработки ранее действовавших НПА следует обобщить практику их использования, сделать запросы организациям, их применявшим, с целью получения сведений об имеющихся в НПА недостатках, подлежащих устранению в новом документе (о неточных формулировках, устаревших положениях, недостаточной полноте данных по конкретным объектам и т.п.).

2.7. Как правило, при разработке следует использовать все приведенные выше методы.

Для облегчения сбора, систематизации и редактирования материалов при разработке целесообразно применить метод занесения предполагаемых пунктов НПА на отдельные карточки. Применение карточек значительно экономит время и упрощает сбор и обработку материала. Составление карточек рекомендуется начинать с самого начала работ по созданию нормативного документа. После систематизации, научно-технической и литературной обработки карточек с них возможно печатание первой редакции НПА по охране труда.