1. Общие положения

1.1. К нормативным правовым актам (НПА) по охране труда на морском транспорте относятся:

1.1.1. Стандарты Системы безопасности труда.

1.1.2. Правила по охране труда, требования по безопасности труда, инструкции по охране труда.

1.1.3. Правила устройства и безопасной эксплуатации (технической, ядерной, радиационной, лазерной взрыво- и электробезопасности).

1.1.4. Организационно-методические документы, положения, методические указания, рекомендации по охране труда.

1.2. При разработке НПА по охране труда следует руководствоваться следующими основными принципами:

- научно-техническая обоснованность содержания;

- исчерпывающая полнота документа;

- современность и перспективность содержания;

- простота восприятия и освоения документа при его внедрении;

- учет особенностей использования средств автоматизации и механизации производственных процессов и технологий;

- исключение дублирования других документов, уже регламентирующих какие-либо требования к данному объекту.

1.3. В соответствии с изложенными в п. 1.2 принципами НПА по охране труда на морском транспорте должны отвечать приведенным ниже основным требованиям.

1.3.1. Высокий научно-технический уровень, определяемый в первую очередь:

- обоснованностью выдвигаемых в документе положений, требований, правил;

- использованием достижений науки, техники и технологии;

- учетом перспектив развития техники и организации труда;

- полнотой охвата регламентируемого объекта - судна <1>, объекта морского транспорта <2>, оборудования, работы - требованиями безопасности с учетом разновидностей этого объекта (или его отдельных узлов) в эксплуатации и при новом проектировании.

--------------------------------

<1> Под термином "судно" понимается любое плавучее сооружение.

<2> Под термином "объект морского транспорта" понимаются все предприятия и организации морского транспорта.

1.3.2. Логичность и последовательность структуры построения документа, обеспечивающие отсутствие повторений и возможно большую краткость текста при максимальной полноте документа (или его раздела). Для этого:

- все общие положения, касающиеся регламентируемого объекта, выносятся в начало НПА (в первый раздел, подраздел);

- следующие разделы (подразделы) конкретизируют положения в зависимости от характера регламентируемого объекта (судно, объект морского транспорта, оборудование, работы) применительно к видам оборудования (узлам, элементам), технологическим процессам (операциям), характеру и разновидностям работ и т.д.;

- документ должен включать только положения, содержащие требования и правила охраны труда. Положения, излагающие технологическую последовательность операций, могут включаться только в тех случаях, когда изменение этой последовательности угрожает жизни или здоровью работающих.

1.3.3. Ясность и четкость изложения регламентируемых положений (пунктов):

- тексты пунктов должны быть однозначны, т.е. исключать возможность двоякого толкования;

- следует применять только научно-техническую терминологию. При отсутствии регламентированных терминов в тексте НПА или в приложении необходимо поместить определение использованных терминов. Не следует применять иностранные термины при наличии соответствующих русских терминов;

- не следует применять термины-синонимы: надо использовать один и тот же термин во всем тексте нормативного документа; не рекомендуется излагать текст с употреблением отрицаний и запрещений в тех случаях, когда можно четко указать, как и что надо сделать для обеспечения безопасности. Использовать форму запрещения следует тогда, когда совершение определенного действия или применение конкретной конструкции (устройства, оборудования, оснастки или каких-то элементов) явно приведет к возникновению опасной ситуации.

1.3.4. Учет особенностей использования средств автоматизации и механизации производственных процессов и технологий, а также достижений науки и техники при проектировании. Поскольку конструкции судов, объектов морского транспорта и оборудования все время совершенствуются, не следует жестко ограничивать конструкторскую мысль. Надо излагать конкретно требование на проектирование, не требуя вместе с тем определенных конструктивных решений, т.е. предоставлять проектировщику право выбирать оптимальные варианты конструкций. Однако если имеются удачные варианты решений, еще не распространенные на судах и объектах морского транспорта, их целесообразно указать в скобках в качестве примеров, это может облегчить выбор конструктивного решения в дальнейшем.

1.4. Разработка НПА по охране труда на проектирование и эксплуатацию судов, объектов морского транспорта и оборудования должна осуществляться на основе научных исследований и с учетом рекомендаций справочных приложений 1 и 2. В плане исследований необходимо предусматривать как минимум выполнение следующих работ:

- обоснованная характеристика состояния вопроса и изучение перспектив его развития (см. п. 3.1);

- изучение материалов о травматизме лиц, работающих на регламентируемых объектах (или схожих с ними по конструкции и условиям эксплуатации, см. п. 3.2);

- изучение условий труда в натурных условиях (см. п. 3.3); определение опасных факторов, условий возникновения опасных ситуаций (с учетом натурных исследований и материалов по травматизму);

- определение и выбор мер (технологических, конструктивных, организационных), осуществлением которых можно устранить опасные факторы или предотвратить возможность возникновения опасных ситуаций и воздействия опасных факторов на работающих.

1.5. При разработке мер защиты в ряде случаев возникает необходимость проведения дополнительных специальных исследований применительно к регламентируемым объектам (например, исследование движения по трапам для уточнения их параметров; определение ширины проходов, в которых ведутся работы по техническому обслуживанию оборудования; исследование траекторий движения канатов при их разрыве и др.). Такие исследования выполняются по частным методикам, предложенным разработчиком, но при условии обеспечения разработчиком безопасности людей, участвующих в эксперименте.